Пропустить

Художники

  • РОМАНЕНКОВ Василий Тихонович

РОМАНЕНКОВ Василий Тихонович

(1953-2013)
“Композиция”
Оргалит, смешанная техника, 60х50, 2000-е годы
Коллекция К.Г. Богемской и А.В. Турчина

Родился в деревне Богдановка, Ершичевского района Смоленской области. В 1968 г. окончив восьмилетку, переехал в подмосковный совхоз «Косино» к матери, получил профессию столяра. В 1975-80 гг. учился в Заочном народном университете искусств (педагоги Н. Павлов, Н. Ротанов).
Необыкновенная художественная манера Романенкова, заключающаяся в рисовании карандашами и создании мелким штрихом различной толщины своеобразной «муаровой» фактуры, сложилась не сразу. Вначале он пробовал рисовать маслом, но по совету педагогов ЗНУИ отдал все силы графике. Циклы Романенкова посвящены важным темам: жизни человека, собственной биографии, рождению, крещению, смерти, древней и современной Руси. Художник раскрывает свои мысли, прибегая к символам и рисункам орнамента, в которых часто включаются изобразительные мотивы. Первый этап работы, когда он жестким карандашом буквально процарапывает по листу, наклеенному на оргалит, фигуры и основные формы, напоминает о приемах резьбы по дереву. В тонком плетении орнаментов можно увидеть воспоминания о вышивке и кружевоплетении.
Творчество Романенкова пользуется широкой известностью в России и за рубежом. Он был удостоен Гран-При Международного Триеннале Наивного искусства в Братиславе ИНСИТА-2004 и почетного упоминания жюри на той же выставке в 1994 и 1997 годах.

  • Василий Оленев

Василий Оленев

(р. 1961)
«Коврик»
Бумага, цветные карандаши, 2014
Коллекция арт-студии «Перспективы»

В интернате живет с 1982 года. Василий Оленев работает в сугубо абстрактной, нефигуративной манере. Его живописные и графические произведения отличаются интересом к геометрии и внутреннему ритму образа, оптике цвета.

Создавая изображение, Василий наполняет лист геометрическими формами, цветовыми пятнами, системой точек. Часто художник начинает работать с разграничения листа: создает каркас, на который впоследствии нанизывает абстрактный геометрический рисунок. Этот каркас может принимать форму сетки, круга, полукруга или спирали. Свободных от орнамента и цвета пространств Василий не терпит, подчеркивая, что «работа всегда должна быть заполнена, чтобы там пустоты не было».
 
Несмотря на то, что Василий никогда не отходит от избранного им стиля, его работы не повторяют друг друга. Ритм и повторы появляются в его живописи и графике скорее как темы для размышления, чем характеристики его творческого метода. Работы Василия являются особым способом медитации, поиском гармонии и системности в окружающем художника хаосе реальной жизни.

«Я рисовал картину творчески, с умом. Я редко когда повторяюсь. Я рисовал с творчеством, с толком. Чтоб люди, когда найдут свой коврик на полу, на стене, или на диване пусть вспоминают мою работу, которую я нарисовал. Я люблю ковры. Иногда потому что, когда висит коврик на стене, он самый красивый коврик на свете. Коврик всегда разноцветный, коврики одноцветные не бывают. Если понравится моя картина, можете фотографировать на память».

  • ПЛАСТИНИН Василий Васильевич

ПЛАСТИНИН Василий Васильевич

(1907-1983)
“Не сердись, мой красавчик”
Оргалит, масло, 40х50, 1970-е
Коллекция К.Г. Богемской и А.В. Турчина

Родился и жил во Владимире, по профессии железнодорожник. К рисованию обратился, когда ему было за шестьдесят. Автор картин на сюжеты из истории древнего города Владимира, где жил всю жизнь. Написал также два варианта «Изгнания из рая». Изображение людей, особенно всадников, напоминает о древнерусской иконе.

  • Михаил Юрьевич Соколов

Михаил Юрьевич Соколов

(р. 1983)
«ОНАМВЯТРЕЪЖЧ»
Бумага, цветные карандаши, 2014
Коллекция арт-студии «Перспективы»

В интернате живет с 2002 года.
Картины Михаила Соколова – это концентрат цветов, энергетические  коктейли из колористических комбинаций, невероятных существ, букв и узоров.

Реальность, пропущенная через личностное восприятие художника, приобретает порой совершенно фантастический вид. И только очень внимательно приглядевшись, можно обнаружить за чередой образов и  орнаментов привычные предметы окружающего мира.

Михаил не говорит, но названия работ он пишет сам на оборотной стороне картин. И часто в наборе букв внимательный зритель обнаруживает наполненные смыслом тексты.

Эту картину Михаил начал рисовать на основе черно-белой фотографии индийских коров в воде. А дальше развил в разноцветный калейдоскоп орнаментов и форм. Так как сам художник не говорит, название картины он написал на обратной стороне листа. Возможно, в слове «ОНАМВЯТРЕЪЖЧ» зашифровано послание.

  • ПЫЖОВА Алевтина Дмитриевна

ПЫЖОВА Алевтина Дмитриевна

(р. 1936 г.)
«Зебры»
Картон, акрил, 40х50, 2010-е годы
Коллекция К.Г. Богемской и А.В. Турчина

Родилась и живет в Москве. Работала в домоуправлении. Начала рисовать в 1991 году. Получила известность, приняв участие в телевизионном конкурсе. До того, как занялась живописью, много работала в разных видах рукоделия: расписывала подносы, шила лоскутные одеяла, вырезала статуэтки. Несмотря на некоторое показное мужененавистничество, одним из главных сюжетов в творчестве стала любовная и даже эротическая тематика.
Журнальная графика и мультипликация представляются наиболее вероятными источниками живописной манеры Пыжовой. Использовала самодельные краски на водной основе, затем перешла к работе маслом, акрилом. Пышный лес на этой картине отдаленно напомнит зрителю произведения Анри Руссо.

  • Александр Константинович Гульцев

Александр Константинович Гульцев

(р.1982)
«Снегири»
Бумага, фломастеры, 2009
Коллекция арт-студии «Перспективы»

В интернате живет с 2002 года. Излюбленной техникой Александра является рисование фломастерами по бумаге.  Художник заполняет лист цветными фрагментами преимущественно сине-голубых оттенков. Любимый мотив художника - абстрактные пейзажи, изображение моря и неба.

Творчество для Александра - сугубо личностный процесс, поэтому он предпочитает работать в максимальной тишине и покое.

По словам руководителя Арт-студии Натальи Петуховой: «Рисование снегирей началось с того, как красногрудая птичка пыталась влететь в окна Арт-студии. Все так восхитились ее необычным видом, что возникла целая серия. И почти каждый художник студии в 2009 создал своего Снегиря».

  • МЕДВЕДЕВА  Катя

МЕДВЕДЕВА Катя

(Екатерина Ивановна) (р. 1937)
“США”
Холст, акрил, 40х60, 2009
Коллекция К.Г. Богемской и А.В. Турчина

Родилась в селе Голубино, Белгородской области. В 10 лет осталась сиротой, воспитывалась в детском доме в городе Шуша (Азербайджан). Сменила много профессий, с 1980 г. живет в Москве, занимается живописью и рисунком. С 1988 проходят ее многочисленные выставки в Москве и за рубежом.
В 2009 году предприняла длительную поездку в США, в ходе которой создала много произведений, изображающих жизнь одноэтажной Америки. Основными сюжетами в картинах Кати Медведевой являются балет, изображения старинных автомобилей, портреты друзей, исторических персонажей, автопортреты и пейзажи. В своих работах она часто рисует ангелов. Все картины и рисунки Кати Медведевой наполнены душевным теплом, любовью художницы к миру.

 В 1982 году немецкий журналист и актёр Норберт Кухинке, ставший одним из первых собирателей картин художника, показал одиннадцать работ Марку Шагалу. Мастер высоко оценил творчество Кати Медведевой и передал ей альбом с автографом: «Катя Медведева – это чисто русский талант. Она также любит цвет, как и я. — Марк Шагал». В 1984 году на выставке в Ницце, устроенной французским искусствоведом и коллекционером Рене Герра, где также выставлялись работы Марка Шагала, Матисса и Натты Конышевой, картина Кати Медведевой «Белые ночи Старой Ладоги» вызвала настоящую сенсацию.

  • Дмитрий Бутин

Дмитрий Бутин

(р.1983)
«Дом»
Бумага, акварель, тушь, 2005
Коллекция арт-студии «Перспективы»

В интернате живет с 2002 года. Дмитрий использует любые материалы, но всегда работая только локальными цветами, не смешивая. Самый распространенный сюжет картин Дмитрия – это дома, море с рыбами и кораблями или абстрактные формы. Его картины подкупают своей лаконичностью и наивным минимализмом.

«Дом, деревья, облако, дождь идет, трава, горка. Мне нравится рисовать дома. Еще море. Дерева у меня нету. Надо проверить есть или нету. Кошка, солнце, машинки, планета. Змея желтая, синяя. Священник, фломастеры, краски, карандаши, мелки. Мелки не очень люблю. Рыба большая, велосипед».

  • Алексей Сахнов

Алексей Сахнов

(р. 1976)
«Без названия»
Бумага, акварель, тушь, 2013
Коллекция арт-студии «Перспективы»

В интернате живет с 1994 года. 
Алексей - загадочная личность, про него мало что известно. Говорит руками, глазами. Его красноречивые жесты часто понятны без слов. Что он слышит - неизвестно. Однако, это не мешает ему рассказывать о своем понимании мира теми образами, которые он создает на бумаге.
Рисует на отделении в своей комнате, часто на первых попавшихся материалах: упаковках из-под чая или печенья, кусках найденных где-то книг.

Иногда приходит в Арт-студию с пачкой своих работ, чтобы обменять их на художественные материалы: бумагу, ручки, карандаши, скотч и снова уходит.
 
Творения Алексея потрясают не только зрителей, но и заставляют искусствоведов говорить о гениальности художника. Помимо графических серий, Алексей фотографирует на телефон или цифровой фотоаппарат. А так же создает разнообразные дома из бумаги.
Эти дома - яркие и будоражащие, обладают разной формой, архитектурой, внешним и даже внутренним обустройством (например, интерьер или какие-то пластилиновые существа).

Когда Алексей начал делать фотографии, сюжеты его снимков ничем не отличались от создаваемой им графики: те же дома, дороги, закрытые пространства. Мир обыденный и неуютный. От этих фотографий так же как от рисунков Алексея становиться не по себе. Они не успокаивают, они отрезвляют. Заставляют по-новому взглянуть на мир вокруг и себя в нем.

У Алексея на данный момент прошло три персональный выставки: В Библиотеке Книжной Графики (Санкт-Петербург, Россия), В Музее Игрушки (Санкт-Петербург, Россия), В культурном центре "Каскад" (Санкт-Петербург, Россия). Работы Алексея Сахнова находятся в коллекции Музея Всего (Лондон, Англия).

  • ЛОБАНОВ Александр Павлович

ЛОБАНОВ Александр Павлович

(1924 - 2003)
«Автопортрет»
Бумага, шариковая ручка, 30х20, 1980-е.
Коллекция К.Г. Богемской и А.В. Турчина

Родился в городе Молога, Ярославской губернии. В три года заболел менингитом, был признан глухонемым и слабоумным. В 1940 гг. его родной город был затоплен при сооружении Рыбинского водохранилища. Семья переехала в Ярославль, и Лобанов начал работать подмастерьем на моторном заводе. В 1947 г. был направлен на содержание в областную психбольницу. Рисовать начал в 33 года. С этого времени его психическое состояние улучшилось. В 1987 г. Лобанова «открыл» В. Гаврилов - врач-психиатр, изучавший искусство аутсайдеров.
По мнению исследователей, интерес художника к оружию, частые изображения человека с ружьем – это попытка художника преодолеть комплекс своей незащищенности. Лобанов считал себя первооткрывателем винтовки-двухстволки, ее можно видеть на многих его рисунках.
Творчество Лобанова было представлено широкой публике в 1997 году на выставке ярославского арт-проекта «Иные» благодаря врачу-психиатру и исследователю аутсайдерского искусства В. Гаврилову. Вскоре последовали другие выставки его работ, принесшие художнику международную известность. В 2000 г. он перестал рисовать.
Работы Лобанова хранятся в художественных музеях Ярославля и Иванова, Музее de Art Brut (Лозанна), Музеях современного искусства Вильнев д’Аск и Креасьон Франш (Франция), коллекциях «abcd» (Париж) и галерее С. Цандлер (Кёльн). В 2001 году французский художник и кинематографист Bruno Decharme снял короткометражный документальный фильм о Лобанове.

12