Пропустить

Узнать больше

  • ПОМОГАЕМ СОВРЕМЕННО: ГРАНТОВЫЕ ПРОГРАММЫ
  • ПОМОГАЕМ СОВРЕМЕННО: ГРАНТОВЫЕ ПРОГРАММЫ
  • ПОМОГАЕМ СОВРЕМЕННО: ГРАНТОВЫЕ ПРОГРАММЫ

ПОМОГАЕМ СОВРЕМЕННО: ГРАНТОВЫЕ ПРОГРАММЫ

Благотворительность - это не просто передача денег, а система экономических, этических и правовых отношений.
Проведение долгосрочных стипендиальных и грантовых программ является одной из основных задач многих благотворительных фондов.
Грант — это безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.
С помощью грантов оказывается необходимая поддержка проектам, которые не являются прибыльными, но играют важную роль в развитии общества, города или учебного заведения. Деятельность, не получающая адекватного финансирования со стороны государства, также может быть поддержана с помощью грантов. Например, некоммерческие организации, существующие в стране, часто опираются на гранты как на основной или даже единственный источник своего дохода (он необходим для оплаты помещения и техники, работы сотрудников).
Это программы, которые предполагают прямое финансирование проектов.
Грантовые программы обязательно содержат элемент соревновательности (конкурс). Это важный инструмент, позволяющий выбрать наиболее профессиональные и оптимальные по стоимости проекты.
Грантовые программы позволяют достаточно гибко осуществлять благотворительную политику компании или корпоративного фонда: тематика и география проведения конкурсов могут меняться год от года; они могут быть адресованы разным организациям; можно проводить несколько конкурсов одновременно, чтобы получить синергетический эффект и т.д.
При этом надо понимать, что конкурс – это всего лишь механизм финансирования проектов, и он не обеспечивает автоматического достижения тех общественных целей, которые компания может иметь в виду, запуская грантовую программу.
Планирование конкурса
На этом этапе определяются цели и задачи программы, ожидаемый результат, сроки проведения конкурса и выполнения проектов, приоритетные направления и требования к потенциальным участникам, проводится оценка средств и ресурсов, устанавливаются финансовые ограничения программы в целом и отдельных проектов. Все эти позиции должны быть отражены в положении о конкурсе — основном документе, описывающем программу конкурса.
Проведение конкурса
Организация и проведение конкурса требуют тщательной подготовки и планирования каждого этапа, разработки документов и процедур, обеспечивающих логику, обоснованность и прозрачность всего конкурсного процесса. От качества подготовки будет зависеть эффективность конкурсной программы в целом. Сроки, последовательность и содержательное наполнение каждого этапа конкурса описываются в документе «Процедура проведения конкурса».
Экспертиза заявок
Важно доверить право на оценку проектов квалифицированным специалистам. От выбора политики формирования и состава экспертного совета в значительной степени зависит эффективность самой грантовой программы. Чтобы снять возможные негативные последствия «корпоративного» подхода в оценке заявок, важно обеспечить участие независимых экспертов, которые могут оценить именно проектную суть заявки и не являются узкими специалистами в каком-либо направлении деятельности. Носители знаний и сведений о проблемах в какой-либо сфере деятельности более склонны доверять «своим» организациям, чем выносить решение на основе эффективности предлагаемого проекта. Сочетание специалистов и независимых экспертов, которые могут оценить заявки с разных позиций, позволяет добиться наиболее объективной и эффективной работы совета.
На этапе согласования концепции программы конкурса должны быть четко прописаны функции экспертного совета, указано, что является результатом его деятельности — рекомендации или окончательное решение о финансировании выбранных проектов. Заседание совета может быть очным или заочным. Иногда в рамках одного конкурса используются обе формы.
Некоторые фонды вводят практику открытой защиты проектов, прошедших предварительный отбор.
Независимо от формы проведения экспертизы, по итогам конкурса должен быть составлен протокол — форма, в которую вносятся персональные оценки и рекомендации экспертов по каждому проекту.
Мониторинг
Выбором победителей конкурса грантовая программа не заканчивается. Не менее важным этапом является мониторинг профинансированных проектов и полученных результатов. Формы мониторинга могут быть разными. В практике зарубежных благотворительных фондов применяются такие подходы: обязанность получателя грантов предоставлять периодические отчеты о ходе реализации проекта; проведение оценки проектов (промежуточной – до того, как профинансированные проекты завершены, или итоговой); проведение конференций грантополучателей; посещение мероприятий, проходящих в рамках профинансированных проектов, и т.д.
Проанализировав результаты профинансированных проектов, можно сделать выводы относительно результатов программы в целом. Эта оценка должна служить основанием для выбора приоритетов дальнейшей работы фонда или компании в избранной области, а также для изменения содержания деятельности.
Информирование
Еще один важный элемент грантовой программы – информирование заинтересованных сторон о ее результатах. Отсутствие в публичном пространстве такой информации существенно уменьшает общественную значимость программы и может вызвать подозрения в непрозрачности (не всегда обоснованные).
Для получения гранта заявитель пишет подробный план, с указанием расходов и сроков, а также описывает свой вклад — ту часть расходов, которые он возьмет на себя или сможет получить из других источников. Заявки проходят этап рассмотрения в организации, выделяющей грант, и, часто, конкурс между заявками разных участников. В конкурсе учитывается весомость обоснования на получение финансирования, адекватность требуемых расходов, степень подготовки участника, длительность результата и др.
Грантополучатель отчитывается о расходах, предоставляя чеки, отчеты и объективные результаты (научные работы, публикации, исследования, статистику). Как правило, это важная и большая часть работы над заявкой.
Гранты сыграли большую роль в России в поддержке науки, обучении специалистов, создании сети некоммерческих организаций.

  • ПОМОГАЕМ СОВРЕМЕННО: КРАУДФАНДИНГ
  • ПОМОГАЕМ СОВРЕМЕННО: КРАУДФАНДИНГ
  • ПОМОГАЕМ СОВРЕМЕННО: КРАУДФАНДИНГ

ПОМОГАЕМ СОВРЕМЕННО: КРАУДФАНДИНГ

Краудфандинг — активно развивающаяся в последние годы практика. Она появилась в США и затем распространилось по всему миру. Краудфа́ндинг (от англ.  сrowd funding,  сrowd — «толпа»,  funding — «финансирование») — коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. Сбор средств может служить различным целям — помощи пострадавшим от стихийных бедствий, поддержке со стороны болельщиков, поддержке политических кампаний, получению прибыли от совместных инвестиций и т.д.
Изначально должна быть заявлена цель, определена необходимая денежная сумма, составлена калькуляция всех расходов, а информация по ходу сбора средств должна быть открыта для всех.
Краудфандинг может также относиться к финансированию компании посредством продажи малых долей предприятия широкому спектру инвесторов. C 2014 года в России начал проводиться Международный форум крауд-технологий КраудМап. Форум проводится ежегодно и собирает известных практиков краудфандинга и краудинвестинга. Выделяют 3 модели Краудфандинга по виду вознаграждения для спонсора: Без вознаграждения (пожертвования), Нефинансовое вознаграждение (модель Кикстартера), Финансовое вознаграждение (Краудинвестинг). Последний в свою очередь делится на модель Роялти, Народное кредитование и Акционерный Краудфандинг.
Краудфандинг позволяет получить финансирование без участия банков, венчурных фондов или биржи. Процесс стал намного проще и демократичнее. Несомненным плюсом является также личная заинтересованность человека, который поддерживает проект. Ему нравится группа, выпускающая новый альбом, идея революционного устройства, он сопереживает трудностям человека, взывающего о помощи. Даже, когда речь идет об Акционерном Краудфандинге или Роялти, в рамках которых люди поддерживают проект в обмен на долю в бизнесе или в его доходах соответственно, они все равно опираются на заинтересованность в компании, вере в ее будущее и находятся в постоянном контакте с создателями.
Пожалуй, только народное кредитование базируется исключительно на личной выгоде. Данный подход позволяет человеку или компании взять кредит у неограниченного количества людей под проценты существенно ниже банковских. Система выплат полностью автоматизирована. К каждой платформе прикреплено коллекторское агентство, которое занимается возвратом средств в случае возникновения проблем.
Есть сайты, названия которых стали синонимом краудфандинга, например, Kickstarter и Indiegogo. За исключением некоторых деталей принцип их действия cхож: инициатор проекта описывает идею, детально объясняет, как планирует ее реализовать, показывает предстоящие расходы и определяет срок кампании по сбору средств. Доноры, или «бекеры» (backer), отдают, сколько не жалко, и почти всегда получают что-то взамен. Что именно — зависит от сути проекта. Например, если речь идет о съемках кино, жертвователей больших сумм могут пригласить на съемочную площадку, а тем, кто дал поменьше, пришлют режиссерскую кепочку или кружку с названием фильма. «Цена» каждого взноса определяется заранее, на этапе создания кампании: вы мне 5 долларов — я вам футболку, вы мне $50 000 — я вам приглашение в первый ряд на церемонию вручения «Оскара», когда фильм будет на него номинирован. Этим, пожалуй, краудфандинг формально отличается от благотворительности, с которой его регулярно сравнивают. Здесь жертвователь получает какую-то осязаемую благодарность за совершенное действие. В прошлом году Kickstarter собрал $480 млн, и есть подозрение, что люди отдают свои средства в таком объеме не только из желания получить футболку или ручку с логотипом. Американские социологи считают, что главная мотивация для доноров — чувство причастности к чему-то большому и прекрасному. Люди отдают деньги на понравившиеся проекты, чтобы стать их частью и найти единомышленников. Не каждому хватит энергии и фантазии создать нечто важное, зато, объединившись, можно сделать много хорошего. В силу вступает принцип разделения обязанностей — одни фонтанируют идеями, другие помогают претворять их в жизнь.
Часто донорами выступают люди, так или иначе связанные с тем персонажем, который просит денег, и не принципиально, личное знакомство их объединяет или виртуальное. Поэтому быть звездой и собирать деньги на важный для всех нас проект — очень выгодное мероприятие. Зак Брафф (Джей Ди из сериала «Клиника»), например, собрал на Kickstarter три миллиона долларов вместо двух запланированных на съемки фильма «Жаль, что меня здесь нет». Сценарий Брафф написал вместе с братом, пообещал главную роль исполнить сам и пригласить на съемочную площадку Кейт Хадсон и Джима Парсонса (Шелдон Купер из «Теории большого взрыва»). Съемки закончились в сентябре 2013-го, и ждать выхода фильма в прокат осталось совсем недолго. Представьте, с каким энтузиазмом пойдут в кино люди, которые отдали собственные доллары, чтобы фильм был снят! И неважно, что они заплатили дважды, — смысл жизни ведь не в деньгах, а в том, чтобы делать великие вещи. Кстати, для доноров Зак придумал самые разнообразные подарки: те, кто пожертвовал больше $20, первыми услышали саундтрек к фильму, больше $40 — получили футболку Wish I was here, больше $10 000 — приглашение присоединиться к съемочной группе. Другой звездный гуру краудфандинга — Джеймс Франко. Он решил экранизировать три собственных рассказа из сборника «Пало Альто» — «Мемория», «Убивая животных» и «Йосемит». Деньги, вырученные от проката, актер планировал направить на благотворительный проект «Искусство Элизиума», который организует для больных детей уроки рисования с участием знаменитых художников. Франко обратился к фанатам на Indiegogo и собрал $328 000 из $500 000 запланированных. За взнос в $20 можно было получить аудиозапись, в которой актер читает свои рассказы, за $100 — подписанную открытку, за $700 — картину авторства Франко, за $10 000 — возможность поучаствовать в мастер-классе «Искусство Элизиума» с Франко и членами съемочной группы.
У краудфандинга есть еще две черты, отличающие его от сайтов благотворительных фондов. Во-первых, время сбора средств ограничено (например, 60 дней). Во-вторых, автор проекта должен постоянно информировать сторонников, как у него идут дела. Например, если он собирает деньги на реставрацию храма, то в его кейсе должен быть отчет, например, о купленном металле для крыши или о уже вставленных рамах и дверях. Но при этом нужно помнить, что для размещения просьб о помощи в реализации православных проектов возможно использовать и светские сайты. Так, например, приходу храма Иоанна Богослова села Головщина Липецкой области удалось собрать на платформе «Планета.ру» средства на реставрацию левого придела своего храма. Наиболее распространенные формы работы краудплатформ — «всё или ничего» и «оставить всё собранное». В первом случае средства переводятся на счет автора, если сумма собрана полностью. Если нет — средства возвращаются жертвователям. Но и после этого можно попробовать перезапустить проект. Во втором случае автор получает все собранные средства (за исключением комиссии на транзакции) независимо от результата. При расчете стоимости проекта нужно также учитывать, что платформы в России берут комиссию от привлеченных средств, размер которой колеблется от 5% до 17%.
Наиболее распространенными
являются следующие краудфандинговые  площадки в России:
Boomstarter.ru. Темы: искусство, комиксы, танцы, дизайн, мода, фильмы, еда, игры, музыка, фотография, издательское дело, технологии, театр. Редко — благотворительность.
Planeta.ru. Темы: те же, что и в Boomstarter, плюс благотворительность.
Nachinanie.ru. Тема: благотворительность.
Проект «Нитка» на сайте «Предание.ру» (predanie.ru / nitka). Темы: культурные, социальные, просветительские.
Dobro.mail.ru. Тема: благотворительность.
Smipon.ru («С миру по нитке»). Темы: креативные проекты в бизнесе, творчестве, образовании и экологии.
Kroogi.com. Темы: благотворительность, издание музыкальных дисков и книг — один из разделов сайта. Представляет собой творческое сообщество, в рамках которого музыканты, художники, писатели или фотографы размещают свои композиции, художественные работы, книги или фотографии, законными правообладателями которых они являются.
Thankyou.ru. Темы: музыка и книги.
Fund4Start.ru. Темы: спорт, сбор  помощи на лечение спортивных
травм и поддержка ветеранов спорта.
 

  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: ЕЛЕНА ВОЛКОВА
  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: ЕЛЕНА ВОЛКОВА
  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: ЕЛЕНА ВОЛКОВА
  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: ЕЛЕНА ВОЛКОВА
  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: ЕЛЕНА ВОЛКОВА
  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: ЕЛЕНА ВОЛКОВА

МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: ЕЛЕНА ВОЛКОВА

Замечательная русская художница Елена Андреевна Волкова стала первой художницей, работающей в жанре наивного искусства, кому устроили персональную выставку в Третьяковской галерее. Внутри ее картин есть счастье: счастливы яблоки и груши, все твари земные, счастлива и сама старушка. При чем ей веришь, она в здравом уме и прожила тяжелую жизнь. И для неё это состояние тотального благодушия настолько просто, что она не понимает, как это оно всем остальным недоступно.
"Мир всем!" – это пожелание несет творчество Елены Андреевны, художница, чье имя внесено в английскую и американскую энциклопедии наивного искусства, о ком издают книги в разных странах.
Она родилась в 1915 году в Чугуеве  неподалеку от дома, где родился Илья Репин, в простой семье. Её мать была из сельских жителей, а отец был спасателем на реке Северский Донец. В 1934 году она начала работать помощником киномеханика на передвижной киноустановке. Во время войны была в числе пострадавших, проходила лечение в госпитале. Её муж умер во время войны. Волкова начала писать картины в 1960-е годы возрасте 45 лет, несмотря на то, что не имела художественного образования. Её профессиональный рост отметил  Василий Ермилов — один из основателей украинского авангарда, — который приобрёл ряд её картин. Её творчество было отмечено Михаилом Алпатовым, известным московским критиком. Сергей Тарабаров  из московской галереи наивного искусства «Дар» в 2000 году признал Волкову одной из наиболее интересных художниц, работающих в стиле наивного искусства в России.
Сама художница о своем творчестве говорила так: : "Перед началом работы во мне должны набраться впечатления, возникнуть желание работать. Если в душе не накопилась эта потребность, необходимость, садись - не садись за мольберт, всё равно ничего не получится! Но вдруг в какой-то момент я почувствовала, что душа наполнилась творчеством и оно призывает к себе. Это Господь благословил меня на новые создания. Благословение - это вдохновение. Это когда в душу приходят радость, восторг. Это особое чувство, ни с чем не сравнимое, святое, волшебное. Глаза открываешь и видишь, что ты должна делать, и тогда всё пишется будто само собой". Любопытно и начало работы со слов Елены Андреевны: "Стоит мне расположиться перед чистым холстом, сразу вижу то, что должна написать. Как будто я зашла в картину и расписываю всё изнутри... В картине главное для меня - найти форму, очертание, силуэт. Хотя я сразу вижу предмет, требуется много сил, внимания, чтобы найти и придать ему правильную форму... Всё, что есть в картине, должно быть связано между собой. Всё зависит друг от друга. Всё должно мирно жить и дружить. Как и люди на Земле созданы для добра и счастья, так и предметы на картине должны соответствовать каждый другому. Всякий выполняет свою роль, у каждого своё место, свой цвет и характер, своё настроение. Мне не нужна натура. Я помню всё и всех. Когда рисую, представляю в мыслях, каким должен быть тот или иной предмет...". В чем же потрясающая сила искусства Елены Волковой? Все ее произведения «наивные» глубоко личностные. Это – своего рода автобиография в глубокой образной форме.
На вопросы, в чем волшебство и сила ее картин, художница отвечала так:
- В жизни не надо суетиться, торопиться, стараться кого-то обогнать, опередить, взобраться на какую-то очередную служебную или иную гору. Остановитесь, оглянитесь окрест себя – и увидите, как прекрасна и дивна жизнь, сколько радости, удовольствия, хорошего настроения она может доставить людям. Вероятно, в этом смысл и суть моего творчества…
Магической чертой картин являются глаза животных. Такие добрые, такие жалостливые, умоляющие, просящие внимания и участия. Становится как-то не по себе от этого взгляда, от этой мольбы. Как будто ты в чем-то виноват перед зверями. На картинах Волковой мир погружается в божественную целостность, где царствует свет и покой… Елена Андреевна Волкова сохранила детское чувство удивления и восхищения перед природой. Мир всегда оставался непрерывным источником ее радости и вдохновения, и Елена Андреевна, движимая инстинктом огромного художника, через искусство утверждала свое единство с ним.
Исследователи писали о ней, что "сочетание чистых цветов, взятых во всей их силе, спокойное магнетическое движение кисти, придающее форме предметов абсолютно живой облик, сияющая поверхность холста, объединяющая всю композицию в единую животворную ткань придает произведению Елены Андреевны значение картины-излияния, картины-исповеди, картины-предстояния перед вечным. Ее вибрирующее световое пространство источает огромную духовную энергию. Это взгляд на мир горящей неутоленной любовью души, особое состояние, которое Ван Гог определил как «быть пораженным бессмертием».
Последние годы жизни Елена Андреевна Волкова жила в Москве. Умерла 8 октября 2013 года на 99 году жизни.

  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: ПАВЕЛ ЛЕОНОВ
  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: ПАВЕЛ ЛЕОНОВ
  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: ПАВЕЛ ЛЕОНОВ
  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: ПАВЕЛ ЛЕОНОВ
  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: ПАВЕЛ ЛЕОНОВ
  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: ПАВЕЛ ЛЕОНОВ

МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: ПАВЕЛ ЛЕОНОВ

Павел Петрович Леонов  — один из ведущих представителей российского наивного искусства. Наравне с Еленой Волковой был одним из последних живущих представителей старшего поколения наивных художников. Его имя ещё в 1984 году было включено во Всемирную энциклопедию наивного искусства, изданную в Белграде. Начиная с 70-ых годов XX века, картины этого художника постоянно  участвовали во    всесоюзных и всероссийских выставках.  В 1988 году его произведения впервые были показаны за рубежом на выставке «Советский наив» во Франции.  На Международной выставке наивного искусства «INSITA» в Братиславе в 1997 году он был удостоен Гран-При, а на следующем фестивале «INSITA-2000» многочисленные посетители с любопытством и восторгом изучали его персональную выставку. В том же году на 6-ом Интернациональном конкурсе наивного искусства в Швейцарии художник снова получил Гран-При. Он стал постоянным участником Московских международных фестивалей наивного искусства и передвижных выставок Музея наивного искусства.
Его картины, стоимость которых у коллекционеров доходит до 300 тысяч рублей,  представлены в коллекциях Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Государственного российского дома народного творчества, Государственного музея-заповедника «Царицыно», Музея наивного искусства в Москве,  Хорватской национальной галереи,  музея Шарлотты Цандер (Германия), и в многочисленных частных коллекциях в России и за рубежом. К. Богемская сказал о нем: «искрометной смесью государственной и собственной фантазии, воспоминаний и изобретений пропитаны все картины Леонова, который создал свой стиль и способ живописи, непохожий ни на какой другой. Торжество мечты над жизнью, замысла над воплощением, столь присущее Леонову, является характерной чертой национального русского характера».
Павел Леонов родился 20 декабря 1920 года в селе Волотовское Орловской губернии. Жил под гнётом деспотического отца. Уже много лет спустя, в письме другу детства, И.И.Дмитриеву, продолжавшему жить в родных местах, Павел Леонов вспоминал: «…Отец нас с братом морил голодом. Устроил так, что меня выбросили с работы в избе-читальне, порвал мои метрические справки, а председателю колхоза говорил, чтоб не давал мне документы и справку из колхоза на получение паспорта. Он говорил, что заставит меня работать в колхозе…».
Всеми правдами и неправдами Павлу удалось-таки получить паспорт, и он в 1938 году навсегда покинул посёлок Волотовский, покинул, чтобы начать жизнь кочевую и неприкаянную. За 37 лет скитаний объездил Леонов почти весь Советский Союз. Он жил то в Орле, то на Украине, узнал обычаи и традиции народов Закавказья и Средней  Азии. Еще больше сменил он мест работы: был пионервожатым, маляром, штукатуром, столяром, жестянщиком, печником, строителем, рабочим на заводе, рубил лес, ремонтировал суда, строил дороги. Сам  Павел Петрович потом писал, что «за отстаивание интересов справедливости я бежал с предприятий 12 раз, а 13 раз меня выгоняли…»
Несколько раз, обвинённый в бродяжничестве и тунеядстве, попадал Леонов в тюрьму. И многие блюстители порядка и законности даже не догадывались, что перед ними – человек, прошедший Великую Отечественную войну, имеющий награды, дважды раненный, инвалид, добивающийся только одного – строить жизнь по своему разумению.
В конце 1930-х годов уехал в город на заработки. Работал на заводах, рубил лес, ремонтировал суда, строил дороги, был столяром, штукатуром, печником, жестянщиком, маляром, художником-оформителем. Жил в Орле, в Украине, в Азербайджане, Грузии, Узбекистане. Был несколько раз арестован в 1940—1950 годах. Живописью стал пробовать заниматься в 1950-е годы на Камчатке. В 1960 году, в 40-летнем возрасте, Павел Леонов поступил в Заочный народный университет, но вскоре был вынужден бросить занятия. Лишь через восемь лет эти занятия он возобновил у человека, который увидел уникальные способности мастера-самоучки. Знаменитый художник и педагог  Михаил Рогинский так охарактеризовал Павла Леонова и его творчество: «Он всегда жил в перевёрнутом мире, в Зазеркалье, в котором есть всё – свои законы, своё небо, своя земля. Он был и есть Дон-Кихот советского времени…»
Впервые работы Павла Леонова зрители увидели в 1970 году, и это стало началом интереса к его творчеству. В его картинах проявлялось романтизированное представление о мире этого человека: сюжетами стали мечта о стране благоденствия, где нет насилия и унижения, где труд радостен и почётен.
В 1980-е он бросил живопись, так как боялся ареста за нетрудовые доходы. С 1990-х годов начался наиболее плодотворный период его творчества, когда его работы активно скупают московские коллекционеры.
Стиль Леонова характеризуется сочетанием больших и малых фигур, а также разбиением плоскости картины на отдельные квадратики «телевизоры», в которых разворачиваются различные сцены.
Жил в селе Меховицы Савинского района Ивановской области. Одна из  больших  выставок  Павла Петровича проходила в Московском музее наивного искусства накануне его 85-летия, с 11 ноября по 5 декабря 2005 года. На ней были представлены лучшие работы самобытного художника, картины той идеальной жизни, к которой он всегда стремился. 26 мая 2015 года в Москве, в Музее наивного искусства, в рамках Дягилевского фестиваля, открылась и целый месяц работала выставка «Последний романтик Страны Советов», посвящённая творчеству Павла Леонова. Творчество Павла Петровича Леонова полностью принадлежит XX веку и именно периоду Советского Союза. Романтические идеи, которые были связаны с построением нового свободного счастливого государства, запечатлены в его работах. Павел Петрович настолько поверил в это чудо, что, не замечая ни перестройки, ни каких-либо других перемен, продолжал писать мечту человечества и после перестройки, отдаваясь ей, как Кампанелла «Городу солнца». В основном Павел Петрович работал пятном, силуэтом, в его картинах есть говорящие детали. Если он разворачивает сюжет, то пишет его как по строчкам. Иногда ему хочется сюжет развернуть подробно, поэтому он тонко и точно пишет ситуации. А что касается фигур, они у него очень декоративные, пластичные, обобщённые. Леонову важно создать образ, причём образ праздничный, радостный. Павел Леонов — это художник, который заставляет людей удивляться — даже тех, кто далёк от искусства, потому что его живопись, с одной стороны, доступная, а с другой — неожиданная.
Живописцев привлекает в картинах Леонова его подвижный, одухотворенный цвет. Свои композиции Леонов называл конструкциями. Эти конструкции обрастают плотью цвета. Фигуры людей чаще всего черные - будто все они, как зэки в лагере, одеты в черные бушлаты. Но иногда они одеваются в белое. Мелкие черные птички, галочками видневшиеся в бледном небе ранних картин, становятся мясистыми черными грачами в синеве более поздних, а затем сюда прилетают и белые птицы.
Леонов был столяром, маляром, жестянщиком, рядовым огромной армии трудящихся страны Советов, осуществлявших гигантскую стройку. Он воплощал национальный русский характер: уверенность в собственном высоком предначертании сочеталась с пренебрежением к частному быту, к повседневности. Мечта Леонова осуществилась, он действительно обладал особым призванием.
По мнению крупнейшего исследователя и коллекционера наивного искусства нашей страны, К. Богемской: «Примитивная манера исполнения, вызывающая у зрителей ощущение иронии, переносит лозунговые ценности в мир наивной фантазии, выдавая именно их нереалистическую сущность. Но сами произведения - не карикатура, не пародия. Их   художественное воздействие таково, что зритель-таки получает заряд позитивной энергии. Однако эта энергетическая заряженность не вполне художественного свойства, во всяком случае, вне норм принятого художественного языка. Воздействие на чувства человека, на его бессознательное напрямую, вне правил живописи, придает огромную силу и обаяние наивному искусству. В картинах Леонова заключена такая жизненная сила, что они покоряют каждое сердце, открытое художественным впечатлениям и не испорченное стандартами потребления музейных образцов. В самом размере его картин, в их многоярусных конструкциях, в убедительности энергичного рисунка фигур, то прорастающих через несколько этажей окружающего мира, то распространяющихся в беге и танце по всей плоскости холста, чувствуется размах и удаль сказочного русского героя, младшего брата, увальня и простеца, в итоге побеждающего всех и проходящего через все испытания.
Леонов - мастер больших, огромных картин. Как и другие наивные художники, он живет внутри своего переживания, своего воображаемого мира, внутри своей индивидуальной мифологии».
 

  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: АЛЕКСАНДР ЛОБАНОВ
  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: АЛЕКСАНДР ЛОБАНОВ
  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: АЛЕКСАНДР ЛОБАНОВ
  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: АЛЕКСАНДР ЛОБАНОВ
  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: АЛЕКСАНДР ЛОБАНОВ
  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: АЛЕКСАНДР ЛОБАНОВ

МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: АЛЕКСАНДР ЛОБАНОВ

Александр Павлович Лобанов - cамый известный российский художник-аутсайдер. Работы Александра Лобанова представлены в художественных музеях Ярославля и Иванова, музеях творчества аутсайдеров и наивного искусства (Москва), Музее de Art Brut (Лозанна), Музеях современного искусства Вильнев д’Аск и Креасьон Франш (Франция), коллекциях «abcd» (Париж) и галерее С. Цандлер (Кёльн). Европейские учёные-исследователи пишут статьи о его творчестве, защищают диссертации, а картины Александра Лобанова являются своеобразной визитной карточкой Арт-проекта ИНЫЕ в городе Ярославль.
Этот известный на весь мир художник родился 30 августа 1924 года в городе Мологе Ярославской губернии в семье лодочника. В 7 лет переболел менингитом, от чего стал глухим. Собирал поделки, игрушки, смастерил во дворе качели, деревянную машину. Осенью 1939 года направлен в специализированную школу-интернат для глухонемых в Загорске, однако никакого образования получить не смог. В годы войны жил в Ярославле с семьёй, переселённой из затопляемой Мологи. Некоторое время работал учеником слесаря на Ярославском моторном заводе.
В 1947 году госпитализирован в психиатрическую больницу. В 1953 году переведён в Ярославскую областную психиатрическую больницу «Афонино», расположенную в одноимённой деревне в Ярославском районе. Находился там до самой смерти в апреле 2003 года.
Находясь в «Афонино» под руководством психиатра Владимира Вячеславовича Гаврилова Лобанов начал рисовать. Создал тысячи рисунков, не отличающихся разнообразием в содержании и стиле. Как правило, изображал себя, революционных героев и Сталина. Уделял большое внимание деталям. На его рисунках часто встречается оружие, особенно фантастическая «двустволка Мосина» — изменённая винтовка Мосина 1891 года; этот мотив связывают с тем, что в годы войны солдаты, шутя, пообещали подарить ему винтовку. На многих рисунках изображены охота и «несчастный случай». В 1970-е годы, со слов врачей, художник влюбился, вероятно, в повариху — вскоре появился рисунок с её изображением, в руках у неё также была двустволка. Стреляет оружие лишь на одном раннем рисунке: мальчик защищается им от врача, к которому его привела женщина.
Как мальчишка с восторгом играет пистолетиками, воображая себя героем, так и выдумщик Лобанов проводит жизнь в ИНОМ мире невсамделишного оружия, в котором нет места страхам и сомнению. Его ружья перестают стрелять, мироощущение преследуемого сменяется самоутверждением защитника, образы которого приобретают автопортретные черты. Оружие — сверхценный атрибут «отпугивания», символизирующий и мужское достоинство. К середине семидесятых годов завершился поиск и своей «миссии»: художник модифицирует «трёхлинейку» С. Мосина. «Сдвоенный затвор» винтовки стал предметом трепетной любви, надёжным и безотказным символом чудо-техники, компенсирующей ограниченные возможности автора. В последние годы у Александра появилась своя техника письма: из стержней выдавливал пасту, перемешивал ее и тоненькими палочками, а иногда и спичками, начинал рисовать. Александр Лобанов создавал свой иллюзорный мир, на защите которого всегда стоял человек с ружьем.
С годами протест в творчестве автора «уступает место теме „взросления“ и становлению образа „Я-идеала“» (до 1970-х годов он упоминал о себе только в третьем лице). Ружье становится для Лобанова символом силы, независимости, всего того, чего он был по определению лишен. Но возведенный в культ человек с ружьем у Александра Павловича не агрессивен. Он не нападает, а защищает. А оружие – тотем, своеобразная икона. Символичны и надписи на картинах: «Лобанов. Ружье. Хорошо», «Не добивай подранка стволами или ложей ружья. Не пользуйся ружья для того».
В 1970-х годах Лобанов начал заниматься также автофотопортретами (сохранилось более пятисот), которые оформлял аналогично своим рисункам. В этих фотографиях он выступал оформителем, режиссёром и актёром «парадных» автопортретов. Изготовленные из картона разрисованные рамки — декорации — и муляжное оружие он устраивал в фотоателье и просил снимать. Развивающаяся личность А. Лобанова, благодаря творчеству, а значит, и необходимости осмысления, становится самодостаточной. Нет сомнений: он «зауважал» себя, нашёл роль в жизни, пусть и ограниченную стенами больницы.По мнению В. В. Гаврилова, рисунки и фото «убедительно демонстрирует не столько „болезненность“, сколько детскость души».
Творчество Лобанова было представлено миру в 1997 году на выставке ярославского арт-проекта «Иные». Вскоре последовали другие выставки его работ, принесшие художнику международную известность. В 1999 году он присутствовал на приуроченной к его 75-летию собственной персональной выставке «Аутсайдер» в Ярославском художественном музее. В 2001 году французский художник и кинематографист Bruno Decharme (фр.)русск. снял короткометражный документальный фильм о Лобанове. Художник — дипломант международного фестиваля «ФЕСТНАИВ-2004». Он предстаёт как наиболее масштабный мастер Аутсайдер-арт, «сделанный в СССР».

  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: КАТЯ МЕДВЕДЕВА
  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: КАТЯ МЕДВЕДЕВА
  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: КАТЯ МЕДВЕДЕВА
  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: КАТЯ МЕДВЕДЕВА
  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: КАТЯ МЕДВЕДЕВА
  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: КАТЯ МЕДВЕДЕВА

МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: КАТЯ МЕДВЕДЕВА

На выставке «Мир в наших глазах» представлены картины нескольких замечательных известных на весь мир наивных художников. Среди них Катя Медведева - один из самых известных представителей наивного искусства, или примитивизма в СССР и России.
Детство будущей художницы пришлось на тяжёлые военные годы. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году в регионе начался массовый голод. Вся семья — отец, мать, трое дочерей и слепая бабушка бросили дом и в марте 1946 года в товарном вагоне добрались сначала до  Ростова-на-Дону, а потом на попутках до г. Геокчай (Азербайджанская ССР). Приютила их в своём доме русская семья — мать с дочкой из баптистской общины, скрывшейся от массовых репрессий своих единоверцев и давно обосновавшейся в этом городе.
К этому времени в семье сложилась тяжёлая моральная обстановка. Старшие сёстры не разрешали Кате называть своего отца папой. Знавшие достаток в своей прежней жизни, они ненавидели новую семью своей матери из-за её крайней бедности. Единственной поддержкой и опорой для маленькой Кати была слепая бабушка и приютившая их семья. Ослабленные голодом и тяжёлой дорогой, в семье все болели. Сначала в этом же 1946 году в г. Геокчае умерла старшая сестра Полина. За два дня до смерти от порока сердца матери, случившейся 2 сентября 1946 года, из семьи ушёл и навсегда пропал отец.
Шестнадцатилетняя сестра Анастасия вместе с приютившей семьёй устроила девятилетнюю Катю в  детприёмник г. Евлаха. После этого Анастасия завербовалась на торфяные разработки и уехала в Московскую область. Из детприёмника Катю отправили в детский дом № 2 г. Шуша (Нагорный Карабах). Отучившуюся в 1947—1954 гг. на «отлично» до 7 класса и окончившую 5 классов музыкальной школы по классу скрипки Катю направили на учёбу в школу ФЗО г. Баку, столицу Азербайджанской ССР, где она получила профессию ткачихи. В 1954—1960 гг. Катя работала по специальности в Баку. 1 декабря 1957 года вышла замуж. В 1961 году у неё родилась дочь Ирина. В 1967 году поступила работать реквизитором в народный театр в клуб работников торговли в Кисловодске, где стала посещать изостудию.
В 1972 году заочно окончила культпросветучилище в г. Ульяновске.


Впервые как самостоятельный художник Катя Медведева стала писать в 1976 году, когда устроилась оператором почтовой связи по подмене в г. Новый Оскол и получила свободное для творчества время. Добившись командировки в родное село Голубино, она навестила свою бабушку Медведеву Марию Назаровну, давно вернувшуюся из Азербайджана, и устроила  8 сентября 1976 года в своём селе первую в жизни персональную выставку.


В начале 80-х годов Катя Медведева обосновалась в Москве, нанявшись санитаркой в дом престарелых, где и жила. В московской прессе стали появляться заметки о новом народном таланте, о том, что самобытный художник находится в немыслимых условиях. В 1981 году Государственный Российский дом народного творчества устроил у себя её персональную выставку и дал путёвку в пансионат в Старой Ладоге. Старинный русский город, его соборы, неторопливая река  Волхов, древние курганы и очень искренние приветливые жители вдохновили Катю на творчество. Из Старой Ладоги она привезла почти двести картин, поразив даже видавших виды художников. Многие из тех картин отправились в Европу. В 1982 году немецкий журналист и актёр Норберт Кухинке, ставший одним из первых собирателей картин художника, показал одиннадцать работ Марку Шагалу. Мастер высоко оценил творчество Кати Медведевой и передал ей альбом с автографом. В 1984 году на выставке в Ницце, устроенной французским искусствоведом и коллекционером Рене Герра, где также выставлялись работы Марка Шагала, Матисса и Натты Конышевой, картина Кати Медведевой «Белые ночи Старой Ладоги» вызвала настоящую сенсацию.


Несмотря на растущую популярность, Катя Медведева не имела постоянного места жительства и ютилась в мастерских художников. Нередко её можно было встретить на Арбате. Однако не только именитые коллекционеры-дипломаты, но и состоявшиеся художники охотно покупали её наивную живопись.
В это тяжёлое время Катя Медведева бывала в мастерской художника Олега Бурьяна на Сретенке, где собирались коллеги по творчеству, а также поэты, музыканты, учёные, — люди неординарные, творческие и неравнодушные. Они помогли написать письмо в органы государственной власти, благодаря чему Катя Медведева получила квартиру сначала в ближнем Подмосковье, а потом обменялась на Москву. Отдельной мастерской никогда не имела.
Для собирателей русского наивного искусства работы художницы служат естественным стержнем коллекции. Но лучшие работы Медведевой включают в свои собрания даже те коллекционеры, которым в целом не близка тема примитивизма. Ее имя, в частности, можно найти в сборнике «Другое искусство» в числе участников резонансной «Ретроспекции творчества московских художников. 1957–1987» — в выставке 1987 года, объединившей десятки художников на Профсоюзной, 100.
По версии Профессионального союза художников России, в соответствии со своим художественным рейтингом Катя Медведева номинирована в интернет-проекте «10000 лучших художников мира (XVIII—XXI вв.)».
В настоящее время живёт в Москве, в Марьино, недалеко от набережной Москвы-реки.
Картины Кати Медведевой вызывают изумление и радость. В них выплеснута богатая и в то же время простая и понятная душа художницы. При стопроцентной узнаваемости, ее картины очень разные. Периоды поисков и экспериментов сменяются спокойными, как правило, более декоративными периодами разработки найденных идей. В эти периоды Медведева работает на пике вдохновения и нужно ловить эти работы, даже с переплатой, не дожидаясь выгодных оказий. Наиболее известны и популярны у коллекционеров темы балета и очень декоративные пейзажи древних русских городов.
 

  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: ИСКУССТВО НАИВНЫХ ХУДОЖНИКОВ
  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: ИСКУССТВО НАИВНЫХ ХУДОЖНИКОВ
  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: ИСКУССТВО НАИВНЫХ ХУДОЖНИКОВ
  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: ИСКУССТВО НАИВНЫХ ХУДОЖНИКОВ
  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: ИСКУССТВО НАИВНЫХ ХУДОЖНИКОВ

МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: ИСКУССТВО НАИВНЫХ ХУДОЖНИКОВ

Термин "наивное искусство" существует для обозначения творчества так называемых "самодеятельных", то есть, не получивших профессионального образования художников. Наивное искусство оказало колоссальное влияние на художественный язык многих актуальных русских художников.
Особенностью наивного направления является практически детская манера письма, несущая стилистическую нагрузку выбранного автором пути. Наивные художники используют свой «особый» язык письма, отображая с его помощью преимущественно образы реального мира, иногда объединяемые с  вымышленными: здесь и масштабные преувеличения, и цветовая насыщенность, и отсутствие перспективы. Наивные авторы стремятся к статусу профессиональных художников, черпая из академизма сюжеты и технику исполнения произведений. Не избегая публичности, они стремятся к продвижению своих произведений на рынке искусства. Искренность, непосредственность, детская чистота характерны для таких произведений, в них недостаток академического, профессионального искусства компенсируется присутствием психологии. Наивный художник фиксирует особое состояние человека, передавая зрителю его мысли, чувства, отношение к определенным вопросам. Если художники, получившие академическое образование, приобретали приблизительно одинаковый уровень мастерства и свободы в самовыражении, то наивные авторы очень отличаются своими способностями, в зависимости от природного дарования, усердия, личных взглядов и социально-бытовых факторов жизни. Этим объясняется художественное многообразие их творчества по сравнению с выпускниками академий.


Понятие наивного искусства появилось в новоевропейской культуре последних столетий, поэтому отражает профессиональные позиции и представления этой культуры, считавшей себя высшей ступенью развития. С этих позиций под наивным искусством понимается и архаичное искусство древних народов (до египетской или до древнегреческой цивилизаций), например, первобытное искусство; искусство народов, задержавшихся в своем культурно-цивилизационном развитии (коренного населения Африки, Океании, индейцев Америки); любительское и непрофессиональное искусство в самых широких масштабах (например, знаменитые средневековые фрески Каталонии или непрофессиональное искусство первых американских переселенцев из Европы); многие произведения так называемой «интернациональной готики»; фольклорное искусство; наконец, искусство талантливых художников-примитивистов XX в., не получивших профессионального художественного образования, но ощутивших в себе дар художественного творчества и посвятивших себя самостоятельной его реализации в искусстве. Некоторые из них (французы А. Руссо, К. Бомбуа, грузин Н. Пиросманишвили, хорват И. Генералич, американка А.М. Робертсон и др.) создали истинные художественные шедевры, вошедшие в сокровищницу мирового искусства. Наивное искусство по видению мира и способам его художественной презентации в чем-то приближается к искусству детей, с одной стороны, и к творчеству душевнобольных — с другой.

 

Однако в сущности своей отличается и от того, и от другого. Ближе всего по мировосприятию к детскому искусству стоит Наивное искусство архаических народов и аборигенов Океании и Африки. Принципиальное отличие его от детского искусства заключается в глубокой сакральности, традиционализме и каноничности. Детская наивность и непосредственность мировосприятия как бы застыли навечно в этом искусстве, его выразительные формы и элементы художественного языка наполнились сакрально-магической значимостью и культовой символикой, имеющей достаточно стабильное поле иррациональных смыслов. В детском искусстве они очень подвижны и не несут культовой нагрузки. Наивное искусство, как правило, оптимистично по духу, жизнеутверждающе, многопланово и разнообразно, имеет чаще всего достаточно высокую эстетическую значимость. В отличие от него искусство душевнобольных, часто близкое к нему по форме, характеризуется болезненной навязчивостью одних и тех же мотивов, пессимистически-депрессивной настроенностью, невысоким уровнем художественности.


Произведения Наивного искусства крайне разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов. У  художников-примитивистов XX в., которые знакомы с классическим и современным им профессиональным искусством, часто возникают интересные и оригинальные художественные решения при попытках подражать тем или иным приемам профессионального искусства при отсутствии соответствующих технических знаний и навыков. Сюжеты художники наивного искусства чаще всего берут из окружающей их жизни, фольклора, религиозной мифологии или собственной фантазии. Им легче, чем многим художникам-профессионалам удается спонтанное, интуитивное, не затрудненное культурно-социальными правилами и запретами творчество. В результате чего возникают оригинальные, удивительно чистые, поэтичные и возвышенные художественные миры, в которых господствует некая идеальная наивная гармония между природой и человеком. Именно эти качества Наивного искусства привлекали к нему внимание многих мастеров искусства XX в., начиная с ранних авангардистов и кончая концептуалистами и постмодернистами. Те или иные приемы и элементы языка примитивистов использовали в своем творчестве многие крупные художники XX в. (экспрессионисты, П. Клее, М. Шагал, Х. Миро, П. Пикассо и др.). В наивном искусстве многие представители культуры стремятся усмотреть пути выхода художественной культуры из цивилизационных тупиков.

  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: ИСКУССТВО АУТСАЙДЕРОВ
  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: ИСКУССТВО АУТСАЙДЕРОВ
  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: ИСКУССТВО АУТСАЙДЕРОВ
  • МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: ИСКУССТВО АУТСАЙДЕРОВ

МИР В НАШИХ ГЛАЗАХ: ИСКУССТВО АУТСАЙДЕРОВ

5 августа В ЦПКиО им. Горького в Москве открывается уникальная выставка «Мир в наших глазах». На этой страничке сайта мы хотим рассказать больше о искусстве и художниках, которые причисляются к наивному и аутсайдерскому искусству. Именно их работы стали экспонатами выставки. Искусство аутсайдеров (англ. outside-art - искусство со стороны) – художественное направление в мировом искусстве, получившее широкое распространение с конца XX в.
Искусство аутсайдеров, или «посторонних», включает в себя творчество людей, находящихся вне общества, - душевнобольных, инвалидов, заключенных, детей, всевозможных маргиналов.
Описание ментальных состояний, связанных с проведением разного рода ритуалов, обнаруживается еще в античности. В христианской иконографии точное отображение признаков душевной болезни содержали изображения изгнания дьявола из людей. Сюжеты с прокаженными, изгоями, «повредившимися в уме» особенно распространены в средневековом искусстве. Безусловно, ярким свидетельством этому являются работы И.Босха.


Интерес к обитателям «домов безумных» возник в конце XVIII века, в эпоху романтизма, породившего идею близости гениальности и помешательства. В конце XIX - начале XX вв. появились исследования творчества душевнобольных, представленных в крупных коллекциях врачей-психиатров В. Моргентхаллера, Г. Принцхорна. Опубликованные сведения вызвали огромный интерес у художников, представляющих такие  направления, как экспрессионизм, сюрреализм, абстракционизм, считающих самовыражение людей, не затронутых цивилизацией, истинным творчеством.
 В конце 1940-х гг. французский художник Ж.Дюбюффе выдвинул концепцию антикультурного искусства (Ар брют), к которому он относил любого рода произведения «несущие спонтанный и в высшей степени изобретательный характер и почти совсем не зависящие от общепринятого искусства и культурных шаблонов». Он стал создателем первой самой крупной коллекции работ аутсайдеров, легшую в основу музея Ар брют.


Сам термин «Аутсайдер арт» был введен критиком Р.Кардиналом в 1972 г. как английский эквивалент французского Ар брют.
Большое влияние на концепцию Ар брют оказали две монографии — немецкого психиатра Ханса Принцхорна «Художественное творчество душевнобольных» (1920) и швейцарского психотерапевта Вальтера Моргенталера «Душевнобольной как художник» (1921). Они привлекли внимание сюрреалистов и Дюбюффе, последний собрал крупную коллекцию произведений Ар брют, с 1976 находящуюся в Лозанне (Шато де Больё, первый главный хранитель в 1976—2001 — Мишель Тевоз). Авангардное искусство ХХ в. (дадаизм, сюрреализм, футуризм и др.) активно обращается к опыту Ар брют.


В современном искусствоведении Аутсайдер арт не отождествляется только с искусством душевнобольных, он включает работы непрофессиональных мастеров, которые не следуют в своем творчестве каким-либо традициям и установкам, не осознающие себя художниками, а движимы исключительно потребностью творить.
Мастера искусства аутсайдеров: Адольф Вельфли, Генри Дангер, Мортон Бартлетт, Роземари Кочи, Пол Хамфри, Юджин фон Брюнхенхайн, Александр Лобанов.
Чем привлекает искусство "посторонних"? Прежде всего своей непосредственностью, внутренней чистотой и искренностью. Свободный от копирования традиционных моделей человек может изобразить лишь то, что диктует ему собственное подсознание. Художник-аутсайдер не следует культурным канонам или традициям, он идет самостоятельным и весьма необычным путем.
С одной стороны, казалось бы, каждый из нас способен воспринять художественную работу на уровне первичных эмоций, не обладая для этого специальными знаниями. С другой стороны, тяга большинства к устоявшимся культурным шаблонам настолько велика, что оценить всю прелесть Аутсайдер Арт можно, лишь пройдя долгий путь изучения основных канонов официальной культуры. Отсюда и негативное отношение отдельных представителей неподготовленной аудитории к некоторым произведениям искусства аутсайдеров. Проблема культурной дистанции между зрителем и создателем художественной продукции "брют" существовала всегда.


Кто потенциально способен претендовать на роль истинного творца "аутсайдерского" искусства?
Помимо людей, находящихся "по ту сторону душевного здоровья", это могут быть медиумы и так называемые "простаки", которые, не будучи признаны безумными, прослыли просто чудаками. Первые были насильно изолированы от общества под предлогом несоответствия ментальной "норме", другие же оставались существовать в реальном мире, признавая наличие альтернативной действительности, которую они отражали в своих произведениях с редкостной изощренностью и изобретательностью. И чем глубже было их погружение в собственное "Я", тем сильнее становились порождаемые ими образы, тем большую притягательность эти образы обретали. Многим ныне живущим художникам-аутсайдерам становится крайне сложно ограждать свой внутренний мир, являющийся единственным источником и резервом их творчества, от постоянных посягательств извне. Коллекционеры, эксперты, дилеры, да и просто представители СМИ, лишая автора замкнутости на самом себе, часто нарушают тот хрупкий душевный баланс, который является необходимым условием "чистого" художественного самовыражения. Реакция "объекта внимания" социально-адаптированных слоев может быть совершенно различна: от страха перед визитерами до мании величия, от производства работ на заказ до уничтожения уже существующих произведений. Лишь в редких случаях "подопечный" заинтересованных интеллектуалов и коммерсантов остается равнодушным к внешним действиям, продолжая гармоничное пребывание в своей альтернативной действительности. Так что подлинное Искусство аутсайдеров становится почти недостижимым пределом, к которому стремятся многие, но немногим суждено его достичь. Стремление оторваться от официальной культуры посредством сбора и популяризации "диких" работ привело в итоге к формированию коллекций художественных произведений. Попытка противопоставить "сырое" искусство ценностям официальной культуры завершилась его включением в состав этих ценностей; работы, первоначально воспринимаемые как бунт против традиционных представлений о прекрасном, сами облачены теперь в музейные рамы и наряду с уже признанными шедеврами, отнесены к культурному наследию XX века. Информация об искусстве "посторонних" поступает к нам по традиционным каналам, несмотря на то, что натиск культурной машины на этих людей усиливается, они продолжают существовать, удивляя нас своей непосредственностью и внутренней гармонией.
 

  • ИНКЛЮЗИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
  • ИНКЛЮЗИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
  • ИНКЛЮЗИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Ребенок, каким бы он ни был - прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. На Западе идеи инклюзивного образования появились, и стали активно развиваться в конце 60-х годов ХХ века. В нашей стране внедрению инклюзивного образования способствовали демократические преобразования начала 90-х годов.
Первый термин, принятый в России для обозначения идеи включения детей с особенностями развития в сообщество обычных сверстников, был "интеграция". В последние годы в работах зарубежных ученых термин "интеграция" стал применяться для обозначения попыток механистического объединения детей, без учета всей специфики сопровождения этого процесса. Сейчас все чаще стали употреблять термин "инклюзия".


Инклюзивное образование дает возможность всем детям с особенностями развития в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива, а также направлено на развитие у вех детей способностей, необходимых для общения.


Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.


В настоящее время в нашей стране рынок образовательных услуг для детей с особыми возможностями здоровья чрезвычайно ограничен. Традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специализированные (коррекционные) образовательные учреждения. Особенно остро стоит вопрос о внедрении инклюзивного воспитания детей дошкольного возраста. Это связано с дефицитом мест в системе дошкольного образования, низкой оплатой труда педагогов, низкой социальной культурой и терпимостью населения к лицам, имеющим особенности в развитии. Следовательно, инклюзия ребенка с особыми возможностями здоровья в образовательное учреждение должна основываться на совместных усилиях педагогов, родителей, работников управления образования и социальной защиты.


В работе с детьми, используются разнообразные приемы:
- позволяющие вызвать у ребенка интерес к совместной деятельности со сверстником, например, театральная деятельность, досуговые мероприятия олимпийского содержания;
- позволяющие одновременно укреплять здоровье ребенка и его речевые функции, например, логопедический и общий массаж, артикуляционная гимнастика, упражнения для развития дыхания, подвижные игры, аромотерапия;
- позволяющие развивать речевые функции на основе развития моторики руки, например, "сухие бассейны" (ёмкости для массажа рук с различной крупой), специальные мячи для массажа рук, тренажеры (пуговичные, шнуровка, бусы и др.), элементы песочной и арттерапии.


Освоение диагностических приемов позволяет осуществлять мониторинг физического и психического развития каждого ребенка, и тем самым проектировать индивидуальную траекторию его развития. В этой работе хорошим подспорьем является использование компьютерных технологий.
Использование компьютера в логопедической и коррекционной работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что позволяет достигать поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и, в целом, оптимизирует коррекционно-образовательную работу учителя-логопеда.


Немаловажной проблемой в инклюзивных группах является совмещение интересов детей здоровых и с особенностями развития. Это непростой процесс, который требует знаний и усилий педагогов. Необходимо знание методик. В инклюзивном детском саду очень важно, что и дети, и родители, и команда специалистов - это, прежде всего партнеры. В инклюзивных детских садах специалисты очень много проводят времени внутри группы. Занятие построено на взаимодействии внутри. Основная идея - наладить хорошую социальную жизнь детей. Приоритетом в работе с особыми детьми являются, скорее всего, не конкретные знания и навыки, а самочувствие и развитие личности.
Важно учитывать потребности не только детей с дефицитами физического и психического развития, но и одаренных воспитанников. Поэтому необходимо создать такие условия каждому ребенку, где могли бы раскрыться его творческие способности.

  • НАШИ ПРАЗДНИКИ: 1 ИЮНЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ
  • НАШИ ПРАЗДНИКИ: 1 ИЮНЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ
  • НАШИ ПРАЗДНИКИ: 1 ИЮНЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ
  • НАШИ ПРАЗДНИКИ: 1 ИЮНЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ

НАШИ ПРАЗДНИКИ: 1 ИЮНЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ

1 июня  многие страны отмечают Международный день детей (International Children’s Day), или Международный день защиты детей.
Почему вдруг люди решили защищать детей? И от кого, или чего?
После Второй Мировой войны вопрос обездоленных детей по всему миру волновал и будоражил многих. Как никогда, увеличилось количество детей-сирот, голодающих детей и не имеющих постоянно крова.
История возникновения праздника берет начало с 1949 года, когда в Париже на женском конгрессе подняли вопрос о защите всех обездоленных деток, и уже в следующем 1950 году в день 1 июня впервые был проведен праздник, посвященный этому вопросу. Многие страны подхватили эту традицию, и с тех пор Международный день защиты детей отмечают в странах Европы, Азии, и не только.
Наряду с этим праздником существует еще несколько дат, посвященных детской тематике. Это Всемирный день ребенка, который отмечают 20 ноября, начиная с 1956 года, День защиты детей Африки (16 июня).
Существует символ Международного дня защиты детей – флаг, изображающий на зеленом фоне символ планеты, и пять разноцветных фигурок по ее окружности. Зеленый фон символизирует плодородие, рост и гармонию, планета – общий дом всех детей, а разноцветные фигурки – терпимость и разнообразие.
В эпоху СССР страны с социалистическом курсом развития активно поддержали нововведенный праздник. С тех пор, дети стран бывших советских республик привычно проводят этот день в парках, где организуются многочисленные мероприятия и концерты в их честь. На улицах города в этот день много детей с воздушными шарами. Как никогда, шумно и людно около аттракционов, многие отдыхают семьями на природе.
Этот день не выходной в календаре рабочих дней, поэтому если 1 июня выпадает на будний день – большинство бабушек возят внуков на концерты и покупают угощения.
Наряду с этим не стоит забывать, что День защиты детей не только веселый праздник, но и повод задуматься о нуждающихся и осиротевших детях и оказать им посильную поддержку и помощь.
В этот день традиционно проводят акции и митинги против абортов, в поддержку неродившимся детям. А также оказывают внимание детям-инвалидам и сиротам. Как правило, все желающие и постоянные волонтеры привозят подарки в детские дома, больницы и реабилитационные центры, где становятся зрителями концертов с участием самих детей.
Ежегодно в Международный день детей проводятся концерты и театрализованные выступления, затрагивающие насущные проблемы детей региона. В странах, находящихся в состоянии войны или ее угрозы, проводятся акции с призывом мирного существования. Традиционно организовывают встречи с детьми-беженцами и вынужденными переселенцами, а также готовят обеды и другую помощь для обделенных и остронуждающихся детей.
В этот день все детские творческие коллективы стремятся показать свои умения и результаты детского творения. По всем населенным пунктам проводятся выступления музыкальных, театральных, спортивных секций, художественные творческие выставки детских работ.
В Международный день защиты детей принято задумываться над нестабильностью в мире, и проявлять заботу и поддержку детям, оказавшимся в тяжелой ситуации по воле судьбы или по вине взрослых. Лозунгом таких встреч и действий должны быть слова «чужих детей не бывает»!
Мирного неба над головой и сытого детства всем детям на Земле!


Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастье ? короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство!