Художники
Колузаев Виталий Александрович
Суворов Александр Васильевич
(1913 – 1999)
«Грибники»
Оргалит, масло, 42х56, 1995
Коллекция К.Г. Богемской и А.В. Турчина
Родился и жил в селе Волнога Тверской области. Выходец из крестьянской семьи. Окончил один класс школы. Подростком учился у деревенского сапожника, где научился работать ножом. Потом работал в колхозе, на железной дороге: сцепщиком, стрелочником, кондуктором. Рисовать любил с детства, писать картины стал в 1970-е гг.
Картинам Суворова, небольшим, написанным, как правило, на оргалите, присуще наивное идиллическое изображение старой русской деревни. Это грибники, крестьянка, переходящая речку по мостику, гулянье с гармонистом, праздничный стол в саду под яблонями («Ох, как он кстати, этот праздник!», 1995, «Зимний лес» 1990-е, «Золотая осень» 1990-е), а также навеянные репродукциями Айвазовского, редкие для русского наивного искусства, морские виды с пароходом или лодкой. Плотные, приземистые фигуры крестьян похожи на скульптуры, которые он резал из дерева и раскрашивал в те же цвета, что характерны и для его картин.
Белых Александр Александрович
(1941-2012)
«Слон и удав»
Оргалит, масло, 40х50, 1990-е.
Коллекция К.Г. Богемской А.В. Турчина
Родился в семье геологов в селе Старая Курба, Заиграевского района Бурятии. С 14 до 36 лет жил в Новосибирске, учился в школе-интернате, затем работал механиком по ремонту телевизоров. В 1978-88 гг. зимами работал в Батуми художником-оформителем, а летом у родителей - помощником в геологических партиях. В 1991 году закончил курс обучения в Заочном народном университете искусств.
Творчеству Белых присущ яркий визионерский характер. Его излюбленные жанры – портрет (как правило, по фотографии), пейзаж с животными или просто животные, жанровые сцены на любовные и эротические сюжеты, исторические и мифологические картины. Он работал как художник-оформитель в Улан-Удэ, и это дало ему навыки живописного ремесла. Особое место в его творчество занимают картины с дикими зверями – львами, тиграми, леопардами. Звери Белых воплощают в себе неприрученные страстные чувства самого художника. Своей естественностью и не агрессивностью они напоминают зверей на картинах Анри Руссо.
Галина Абрамова
(р.1968)
Бумага, гуашь, тушь, 2010
Коллекция арт-студии «Перспективы»
В интернате живет с 1986 года. Галина невероятно жизнерадостный человек. И темы для рисования выбирает такие же жизнеутверждающие: цветы, бабочки, звери, дома, предметы утварь, фрукты.
Над каждой картиной Галина очень тщательно и аккуратно работает по несколько месяцев. В итоге получается узнаваемый и трогательный стиль художницы. Из материалов предпочитает работать восковыми мелками, акварелью, тушью.
«Я слона видела по телевизору. Мне нравятся слоны. Слон дружит с бабочкой. У слона бывает хобот».
МАЙКОВА Любовь Михайловна
(1899 – 1998)
“Пейзаж”
Оргалит, масло, 60х100, 1990-е
Коллекция К.Г. Богемской А.В. Турчина
Родилась и жила в деревне в Тверской̆ области. Живописью занималась с 1982 г. Это были гуаши на клочках бумаги. Большинство картин Любови Майковой можно отнести к жанру пейзажа. Небо, земля, лес, река –это красочные потоки, динамически пронизывающие пространство картин. Ее картины своей искренностью, лиризмом значительно отличаются от банальных творений массовой̆ продукции изосамодеятельности в советские времена широко представлявшейся на различных выставках «достижений народного хозяйства и культуры».
Любовь Логвиненко
(р. 1984)
«Зимняя река»
Холст, гуашь, 2013
Коллекция арт-студии «Перспективы»
В интернате живет с 2003 года. Любовь ведет активный образ жизни, участвует в международном проекте «Театр без границ».
В основе художественного стиля создание больших композиций из цветных геометрических фигур. Художница подобно мозаике собирает образы - как абстрактные, так и фигуративные, - предпочитая работать локальными цветами. Любимые материалы - фломастеры, карандаши и краски.
«Я ее придумала из-за солнышка. Я видела, как солнце отражается на воде, на земле, на деревьях и даже на людях отражается. Потому нарисовала эту картину. Я эту картину начала рисовать. Но я ее очень долго рисовала и обводила. Так как я очень аккуратно старалась рисовать и закончила: дерево, столбы. Я хоть ленюсь, но все равно прихожу в Арт-студию. Я сначала заканчиваю те картины, которые рисовала, а потом начинаю новые. Мне очень нравится рисовать. А людям нравятся мои работы. И вам, я думаю, понравится в Москве. Я буду больше рисовать, чтоб на выставку поехать в Германию, в Пушкин».
ВОЛКОВА Елена Андреевна
(1915 – 2013)
“Рыба”
Картон, масло, 40х50, 1986
Коллекция К.Г. Богемской и А.В. Турчина
Родилась в городе Чугуев. В семье было восемнадцать детей. Семья жила на островке Северского Донца, поэтому тема воды и всего, что с ней связано, впоследствии стала одной из главных в творчестве художницы. С детства художница любила рисовать самодельными красками, лепить из прибрежной глины. Болезнь ног помешала ей ходить в школу – она училась дома, любила шить, вышивать, но особенно петь. В 1947 г. у Елены Андреевны родился сын Валентин, который стал учиться живописи. Именно тогда, взяв краски сына, Волкова сама обратилась к творчеству (рисует она с 1961 г.).
Исследователи неоднократно обращали внимание на то, что именно в картинах Елены Волковой раскрывается такая важная особенность наивного творчества, как стремление запечатлеть образы праздника, который воспринимается как своего рода рай на земле. В картинах Волковой также можно увидеть влияние украинского народного примитива.
Кирилл Шмырков
(р. 1983 )
«Океанария»
Бумага, гуашь, 2008
Коллекция арт-студии «Перспективы»
В интернате живет с 2002 года. Кирилл веселый, остроумный и невероятно активный человек. Помимо занятий в Арт-студии и участия в международном проекте «Театр без границ» занимается самой разной творческой деятельностью: вышиванием картин, работой в керамической и деревообрабатывающей мастерской.
Картины Кирилла такие же насыщенные энергией и радостью, как и сам автор. В работах Шмыркова очень интересно компонуются предметы. Формы из обыденной реальности преломляются и теряют свои привычные пропорции. Благодаря этому создается узнаваемый уникальный стиль автора. Кирилл предпочитает работать красками.
«Она плавает. Плавающая рыба. Она любила съесть маленького, но к сожалению, не удалось. Я специально сделал маленького отдельно, чтоб не удалось. Это акульная рыба. Очень опасная. Это у нее такая разноцветная вода. Люди, когда смотрят, то они любуются на них как они вообще плавают. Картина называется: «Океанария»».
ЛЕОНОВ Павел Петрович
(1920-2011)
«Русские путешественники в Африке»
Холст, масло, 100х100, 1997
Коллекция К.Г. Богемской и А.В.Турчина
Родился в деревне Волотовское, Орловской области. С детства тянулся к живописи, много странствовал по СССР, несколько раз сидел в тюрьме и в лагере за мелкие правонарушения. Учился в Заочном народном университете искусств у Михаила Рогинского (1970-е гг.). От этого времени сохранились в основном акварели, в которых уже определены излюбленные сюжеты и приемы, характерные для творчества Павла Леонова. В 1980-е гг. он почти не рисовал. В то время это было опасно: могли посадить в тюрьму за получение нетрудовых доходов, как художника из соседней деревни, которого осудили на 8 лет тюрьмы. С 1991 года Леонов постоянно работает как художник. Стиль его меняется – от объёмно-перспективного в ранние годы, до плоскостного и монументального в последние. Свою живописную систему Леонов называл конструированием или архитектурой, противопоставляя её «натурализму», который, как он полагал, господствует у других художников.
Ильгар Наджафов
(р. 1974)
«Хабаровчанин и его рыбы»
Бумага, цветные карандаши, 2014
Коллекция арт-студии «Перспективы»
В интернате живет с 1995 года. Ильгар родился в Баку и старается поддерживать связь с родственниками в Азербайджане. Поэтому неудивительно, что темы семьи, поиска своего места в мире, собственной национальной идентичности и утраченной Родины проходят красной нитью через все творчество Ильгара Наджафова.
Характерной чертой рисунков Ильгара является повествовательный язык. Каждая работа рассказывает историю. Художник помещает своих друзей и знакомых в придуманные ситуации, в места, которые интересуют самого Ильгара, где бы он хотел побывать.
Художник смешивает реальный мир с миром своих фантазий. Часто неодушевленные предметы несут в себе антропоморфные черты: котлеты, камни, солнце и луна, - все имеет лицо. Бывают у Ильгара и абстрактные работы, но это скорее попытка выйти за пределы устоявшейся манеры. Он любит экспериментировать с техниками, пробовать новые приемы, но всегда возвращается к своей манере, привнося в неё что-то свежее.
Все фигуры художник строит преимущественно с помощью округлых форм, которые он впоследствии заполняет точками или закрашивает, практически не оставляя пустых мест. Картины получаются детальными и кропотливыми – одним словом, эпическими. Поэтому над каждой работой Ильгар трудится по несколько месяцев, а иногда и лет.
«Саша Альбертовская в Хабаровске около своих хабаровских рыб. Она сказала, что эти рыбы мне знакомы. Одну рыбу звали Маша Островская, а одну рыбу звали Маргарита с ОТВ. Она была журналисткой и взяла у Саши Альбертовской интервью про рыбалку. Маргарита с ОТВ сказала: «Какая у Вас интересная история, прямо как рыбная жизнь!»
Саша Альбертовская плавала в Хабаровске вместе с рыбами. Море было синего-синего цвета.
У Марии Островской в то время не было очков. Она была молодая, красивая рыба. Она была веселая и жизнерадостная и очень игривая рыба в Хабаровске и улыбалась Саше Альбертовской.
У Саши Альбертовской в то время тоже не было очков. Она была в колпаке сине-желто-голубого цвета. Борода у нее была в точках красно-голубого цвета. А лицо было желто-зеленого цвета и у нее не было очков. А костюм у нее был водоплавающий. Он был красно-синего цвета. А все остальные части тела были оранжево-голубого цвета. Ноги, например, оранжево-голубого цвета. А зубы красно-голубого цвета. А нос у нее был красно-желтого, и красно-голубого, и зелено-голубого цвета. Нос был перекрашен в разные цвета. И Саша Альбертовская тоже улыбалась. Повторю еще раз: в то время у нее тоже не было очков.
Вместе с ней улыбались рыба Маша Островская. Маша Островская была перекрашена в оранжево-зеленые цвета. А глаза были красного цвета. А нос был голубого и красного цвета, а ноздри были оранжево-голубого цвета. А зубы были голубого цвета. И рот красного цвета. И она улыбалась. И на пузе она плавала и везла цветок. А цветок был оранжево-голубого цвета.
Переходим к журналистке. Журналистку звали Маргарита с ОТВ. Она была фиолетово-желтого цвета. А зубы были красно-желтых и голубых цветов. Она тоже улыбалась. Им было весело и хорошо плавать вместе в Хабаровске.
Были у них и свои сородичи в рыбном водном мире. И они хотели тоже подплыть ближе к Саше Альбертовской и Маше Островской и о чем-то с ними поговорить. Маргарита чуть не упала в другое точковое море, когда она летела через синее море. Ей было хорошо плавать рядом с хабаровским морем. А ведь когда-то и я хотел побывать в Хабаровске. Но у меня пока нет такой возможности.
Внизу было море из точек, а вверху синего-пресинего цвета. И те рыбы, которые плавали внизу. У них тоже была какая-то своя история. Они плавали-плавали и тоже все вместе улыбались и тоже хотели рассказать какую-то свою рыбную историю. Вот бы мне сейчас попасть в Хабаровск и поймать много-много рыб и одну из рыб назвать Ильгаром. Я бы там лежал и улыбался. И сказал бы Саше Альбертовской: «Привет! Это я! Только я в другом виде».
Вот такая наша со всеми участниками рыбная история.
Интересно, сколько в Хабаровске рыб?
Одна большая розовая рыба сказала Саше: «Саша, я тебя помню маленькой. А ты помнишь, какой я была маленькой рыбкой? А сейчас я превратилась в большую розово-голубую рыбу и стала я большой акулой красивого розово-голубого цвета. А ты сейчас превратилась в маленькую-маленькую девочку и перешла история твоя в твое человеческое детство».
«А ты помнишь себя маленькой?» - спросила розово-голубая акула Сашу. Саша сказала, что уже подзабыла себя в детстве и «уже себя не помню». «Расскажи-ка ты мне, акула розово-голубая большая, и поделись этим с другими. Красивая розово-голубая рыба поплыви и расскажи свою историю Марие Островской и посмотрим, что из этого получится», - розово-голубая рыба-акула, которая плавает в точковом море, сказала Саше Альбертовской, что она хотела бы посмотреть фотографии с детских лет, «повспоминать какое твое было рыбное детство и какое мое, Саша». Как я там с твоей подругой из Хабаровска катал на своей розово-голубой спине, и мы с вами вместе все улыбались, и нам было беззаботно и хорошо. Вот такое было наше беззаботное рыбное человеческое детство.
Розово-голубая рыба попросила рассказать что-нибудь о своем прошлом, когда люди или человек были маленькими. Рыба (розово-голубая) спросила: «А какое же было детство у Маши Островской?» Рыба Маша сказала: «Я была маленькая как игрушка. А потом я выросла, и меня потянуло на хабаровское море». И так мы все рыбы познакомились с Машей Островской, которая в то время сама была рыбой. И было нам весело и хорошо. И когда люди или человек были маленькими, розово-голубая рыба старалась катать маленьких людей на своих розово-голубых спинах.
Розово-голубая рыба спросила: «Когда у вас, у людей и у меня, у рыбы, День Рождения?» И рыбы и люди засмеялись: «Ничего себе! Рыба спрашивает, когда у нас День Рождения!» А Маша Островская поперхнулась и спросила: «И действительно! А когда у нас День Рождения?» А Саша сказала: «Я не знаю».
Розово-голубая рыба сказала: «А у меня скоро День Рождения. Я свой День Рождения помню. А вы, люди и человек, не знаете. Звучит как-то странно». А розово-голубая рыба сказал (или сказала): «А у меня седьмого числа День Рождения. Я хотел бы написать историю про детство. Мне уже лично все равно маленькое или большое. Вообще-то мне самой, рыбной душе, хочется помечтать о чем-нибудь глубоком. А вам, люди и человек, разве этого не хочется?»
Розово-голубая рыба попросила у Саши Альбертовской: «Поговори с Машей о ее детстве. Пусть она тебе расскажет какую-нибудь свою историю. И мы с тобой уплывем далеко-далеко в какие-нибудь тихие глубокие моря, где нам с тобой никто не помешает написать историю про детство».
Розово-голубая рыба сказала: «Впору создавать книжку про рыбную историю и показать в ней, что рыбы еще что-то стоят в этой жизни. Я бы хотел создать книжку, где будет обложка в клеточку и будет называться «мой клеточный мир». И в них будет жить много-много рыб. И в этой среде буду я в розово-голубом свете. Я буду улыбаться и говорить: «У меня все хорошо».
Еще я бы хотел посмотреть фотографии про детство. Чьи-нибудь. Мне лично все равно. Розово-голубой рыбе скоро будет 42 года. Вообще-то солидный юбилей у рыбы как у человека!
Иногда я себя сравниваю с рыбой. Как люди и человек думают. Правильно ли я это делаю или нет?
Вот такая вот моя история рыбная.
Напишите вы, пожалуйста, если можете свою историю про рыб.
С уважением, «книжка в клеточку. 3.07.16».